Учитель-логопед ГБДОУ детского сада №36 для детей с нарушением зрения в начале учебного года обследует состояние речи всех воспитанников. Для дальнейшей работы выявляется группа детей подготовительного возраста с нарушениями речи. Также в нашем учреждении осуществляется логопедическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, которое заключается в коррекции и развитии речи на индивидуальных занятиях.
Учитель-логопед ГБДОУ информирует родителей, воспитателей, специалистов о результатах обследования, логопедической работы с детьми для того, чтобы соблюдался «единый речевой режим». В дальнейшем знакомит их с основными принципами и приёмами логопедической работы, которая направлена на исправление недостатков речи у наших воспитанников, подготовку их к школьному обучению, пропаганду логопедических знаний среди педагогического коллектива и населения.
Тифлопедагог работает с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения.
Основным специалистом в коррекционной группе является учитель-дефектолог (тифлопедагог), который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализации детей.
Задачами деятельности тифлопедагога являются:
- Повышение познавательного уровня и познавательных возможностей детей с ФРЗ;
- Развитие зрительного восприятия;
- Закрепление восстановленных зрительных функций;
- Предотвращение рецидива болезни.
Считается, что 90 % всей информации человек получает с помощью зрения. В связи с этим, у детей с ФРЗ несколько снижен объём и точность зрительного восприятия по сравнению с нормально видящими детьми. Тифлопедагог должен поднять уровень познавательных возможностей детей с ФРЗ до уровня нормально видящих. Он должен организовать работу с ребёнком так, чтобы максимально компенсировать проблемы его развития.
Работа тифлопедагога осуществляется по трём направлениям:
- С детьми;
- С воспитателями;
- С родителями.
Деятельность тифлопедагога корректируется врачом - офтальмологом, который, в зависимости от диагноза, рекомендует конкретные назначения и зрительные нагрузки для каждого ребёнка. Ортоптисты (офтальмолог, занимающийся коррекцией зрения), осуществляя механическую тренировку глаз с помощью аппаратного лечения, исправляют ребёнку нарушенную зрительную функцию. В свою очередь, тифлопедагог, учитывая все рекомендации врача и выбирая наиболее оптимальный вариант работы с ребёнком, эту же зрительную функцию закрепляет с помощью коррекционно-дидактического материала.
Для этого тифлопедагог три раза в год (сентябрь, январь, май) проводит диагностическое обследование познавательного уровня детей. Затем даёт рекомендации воспитателям по использованию коррекционного материала в совместной деятельности с воспитанниками, подбирает пособия и игровой материал для каждого ребёнка с учётом зрительной нагрузки, разрабатывает посадку детей на различных занятиях.
Тифлопедагог проводит коррекционные занятия по развитию сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве, развитию восприятия сюжетных изображений, формированию предметных представлений и способов обследования.
Занятия проводятся:
- Подгруппами (3-4 человека);
- Индивидуально:
- Для детей, испытывающих трудности в усвоении материала;
- Для детей – инвалидов;
- Для подготовки детей к лечению на аппаратах.
- Фронтально (интегрированные занятия, обобщающие знания по лексическим темам. Проводятся в конце каждого месяца для закрепления пройденного материала.)
Кроме занятий с ребёнком и работы с воспитателями, тифлопедагог проводит работу с родителями:
- Консультации, рекомендации;
- Беседы;
- Мастер-классы;
- Дни открытых дверей.
Тифлопедагог является связующим звеном между врачом офтальмологом, другими специалистами и воспитателями детского сада, поэтому с вопросами относительно своих детей надо обращаться именно к нему. Родителям нужно помнить, что одни занятия тифлопедагога с ребёнком не дадут такого результата, который можно получить при целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
У всех детей разный темперамент, характер, интересы и предпочтения в играх. Поэтому, если кто-то не может или не хочет общаться с вашим ребёнком, это нормально. Переживать стоит в том случае, когда ребёнок настроен подружиться, а его систематически отвергают. Тогда необходимо разобраться в причинах, которые привели к конфликту:
-неадекватное понимание своих и чужих границ;
-неумение взаимодействовать со своими и чужими вещами;
-непонимание своего права и неуважение права другого на самостоятельную игру;
-неумение справляться со своими эмоциями;
-отсутствие гибкости в переключении ролей.
Если вы видите, что что-то из вышеперечисленного имеет отношение к вашему ребёнку, то необходимо развивать его эмоциональный интеллект, учить его адаптивности, помогать справляться с фрустрацией, помогать налаживать навыки социальной коммуникации. Сделать это ненавязчиво, в игровой форме поможет сборник игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта, выпущенный в нашем детском саду. Педагог-психолог Фёдорова Е.Н.